Главный тренд категории ФРОВ — развитие в ширину

В рамках традиционной сессии по развитию категории ФРОВ на выставке WorldFood Moscow эксперты, ритейлеры и производители поделились свежей аналитикой и успешными кейсами развития категории свежих овощей и фруктов, в которой, казалось бы, сложно выдумать что-то новое

ТРЕНДЫ РЫНКА СВЕЖИХ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

Категория свежих фруктов и овощей является структурообразующей для всего FMCG-рынка. В денежном выражении на долю категории приходятся 8,2% продаж, что составляет 684,2 млрд рублей.

При этом рынок овощей и фруктов разделен почти пополам: 50,8% — овощи, 49,2% — фрукты. Лидерами по продажам во фруктах являются бананы, а в овощах — томаты и огурцы.

Продажи категории показывают хорошую динамику: фрукты растут как в натуральном, так и в денежном выражении. В овощах растут томаты, огурцы и лук. Рост лука обусловлен сильной инфляцией именно этого продукта. А вот так называемый «борщевой набор», напротив, показывает дефляцию.

Что касется спроса на фрукты и овощи, то он сильно колеблется в зависимости от сезона. С января по май традиционно доминируют овощи, а вот сезон фруктов обычно с июня по декабрь.

Основная часть роста продаж фруктов и овощей приходится на изменение натуральных продаж (+6,3%), а на инфляцию приходится всего 0,4%. Наибольший прирост денежных продаж наблюдается в Южном, Уральском и Сибирском ФО.

Среди форматов доминируют супермаркеты и дискаунтеры: на их долю приходится более 80% продаж категории.

«В категории ФРОВ главный тренд — это развитие категории в ширину. То есть это предложение, отвечающее растущим запросам потребителя. И мы должны дать им выбор: не просто положить на полку картофель, а предложить им молодой картофель, красный картофель, для жарки, для варки и так далее».

Ирина Родионова, директор департамента по закупкам и предложению свежих продуктов, АШАН Ритейл Россия

категория ФРОВ
Ирина Родионова, АШАН Ритейл Россия

РАЗВИТИЕ КАТЕГОРИИ «ФРУКТЫ И ОВОЩИ» В РИТЕЙЛЕ: КЕЙС СЕТИ «МАГНИТ»

Сеть «Магнит» по праву заслуживает звание трендсеттера в этой категории, так как именно они начали развивать сортовую бахчу и сотрудничать с производителями 2–3 года назад, и с того времени сильно продвинулись.

За последние три года категория обеспечивает сети стабильный рублевый прирост. Проект по развитию категории реализуются как в направлении продвижения через узнаваемость бренда, так и в направлении обеспечения качественным товаром по оптимальной цене.

Проекты включают в себя:

  • Собственное производство. У компании 6 агропредприятий: грибной комплекс, тепличный комплекс, комплекс по производству корнеплодов.
  • СТМ в разных ценовых категориях: «М Свежесть», «Premier of Tasty», «М Свежесть Original».
  • Собственную фасовку как способ улучшения свежести продукции и обеспечения доступной цены.

Обеспечить доступное ценовое предложение для покупателя помогает и работа с поставщиками. Сеть стремится работать напрямую с производителями, сокращая количество посредников.

Открытая потребность сети «Магнит»: виноград, груши, косточковые плоды, хурма, ягоды.

Татьяна Иванова, Магнит
Свежие фрукты и овощи

ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В РАЗВИТИИ КАТЕГОРИИ

Красноярские сети дискаунтеров «Батон» и гастрономов «Красный Яр» насчитывают 234 магазина (64 гастронома и 170 дискаунтеров). Доля фреша в дискаунтерах достигает 19,2%, в гастрономах — 13%.

Основа корзины потребителей — «борщевой набор», и наличие качественного свежего ассортимента этой категории — это гарантия трафика. Для управления полкой сеть подключила самих производителей. Отсмотрев всех поставщиков региона, сеть выбрала партнеров, отвечающим критериям близости к РЦ, достаточным производственным мощностям, а также открытости к инновациям. Для поддержки инициативы партнерства была запущена рекламная кампания, призывающая потребителей отказаться от посадки корнеплодов в пользу отдыха, так как сеть способна обеспечить ассортимент в категории за доступные деньги. Ассортиментная матрица формируется совместно с производителем, а также формируются ожидания по объемам. Также потребителю доступна опция предварительного заказа необходимого объема. Таким образом, в дни пикового спроса на осенней ярмарке сеть продает до 20 тонн за 7 дней.

Сеть супермаркетов «Слата» (80 точек) и дискаунтеров «ХлебСоль» (283 точки) расположены в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия, что очень далеко от центров распределения продукции категории ФРОВ. Это делает импорт продукции из Китая гораздо выгоднее и надежнее. За 9 месяцев 2023 года товарооборот по товарам из КНР в натуральном выражении составил порядка 900 т. Из них 650 т (72%) пришлось на прямые поставки.

В 2023 году сеть впервые подписала агроконтракт с местными производителями, что мгновенно отразилось на снижении средней стоимости.

Сейчас сеть все еще заинтересована в:

  • Сельхозпроизводителях, готовых обеспечить потребность в период февраля-июня по капусте, луку и моркови.
  • Тепличных хозяйствах с продукцией: перец болгарский, кабачки, баклажаны, помидоры, огурцы.
  • Импортерах или производителях ягод.

В конце сессии интересным кейсом о развитии категории и расширении вариантов потребления за счет изменения упаковки поделилась Виктория Бурматова, директор по маркетингу агрохолдинга «Моё Лето», и Ирина Чтецова, руководитель проектов BRANDSON (TSN) по направлению FMCG, Retail, HoReCa.

Виктория Бурматова, «Моё Лето»
Ирина Чтецова, BRANDSON

Если вы хотите получить запись конференции по развитию категории ФРОВ, оформите подписку на WorldFood Moscow

ПОДПИСАТЬСЯ